В результате исследований, посвященных психологии покупателя, выяснилось, что значительное влияние на уровень потребительского спроса оказывает не только цвет, форма и количество продукта, но и дизайн его упаковки. Безусловно, многие пользователи привязаны к определенному бренду, но большая часть из них делает выбор непосредственно перед приобретением.
Вполне очевидно, что в условиях обострившейся конкуренции между производителями большое значение приобретает грамотное проектирование дизайна упаковки продукции. Это одна из составляющих правильной маркетинговой стратегии, оно включает в себя создание изображения, которое должно привлечь внимание покупателя и в полной мере раскрыть потребительские преимущества продукта. Не меньшее значение имеет и разработка оригинальной конструкции упаковки, способной обеспечить надежную защиту товара от фальсификации.
Перед специалистами, задействованными в этом процессе, стоит противоречивая задача. С одной стороны, необходимо учесть существующие потребительские стереотипы и требования хромологии (науки о психоэмоциональном влиянии различных цветов). С другой стороны, нужно «зацепить» покупателя необычным изображением и оригинальным шрифтом. Грамотно разработанная упаковка не только информирует о свойствах продукции, но также способна эффективно преодолевать психологическое сопротивление потребителя, первоначально не готового ее приобретать. Также она обеспечивает зрительное доминирование товара на полке. Фирменный стиль, форма и логотип приобретают значительную эмоциональную ценность для потребителя и могут стать достаточно мощными мотиваторами при покупке других товаров бренда. Таким образом, грамотно выполненный дизайн упаковки рекламирует не только конкретное изделие, но и в определенном смысле всю продукцию данной торговой марки.
Важнейшей составляющей такого проектирования является психологический анализ, направленный на определение рациональных и эмоциональных мотивов потенциального покупателя. Вполне очевидно, что разработка дизайна упаковки – сложный и многоэтапный процесс, в котором обычно задействованы не только конструкторы, маркетологи и психологи, но также художники, фотографы, иллюстраторы и дизайнеры. Несмотря на существующие базовые принципы и четкие правила, такое проектирование является, прежде всего, творческой задачей. Поэтому разработка оригинального дизайна упаковки под силу только хорошо сработавшемуся коллективу. Его сотрудники должны не только обладать соответствующей квалификацией и значительным опытом, но и быть способными генерировать новые идеи и учитывать современные тенденции в рекламе, принимая во внимание требования заказчика и возможности имеющихся производственных мощностей.